Публикации


Декабрь
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
14.03.2016
РОЛЬ КАЗАХСТАНСКОГО ПАТРИОТИЗМА В ФОРМИРОВАНИИ НОВЫХ ИДЕЙ И ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

​​

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. АКМУЛЛЫ

ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ В КУЛЬТУРЕ И ОБРАЗОВАНИИ

Материалы

X Международной научно-практической конференции

10 декабря 2015 г.

II том

Уфа 2015


К.Н. Менлибаев ректор Академии "Болашақ"

г. Караганда, Республика Казахстан

РОЛЬ КАЗАХСТАНСКОГО ПАТРИОТИЗМА В ФОРМИРОВАНИИ НОВЫХ ИДЕЙ И ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

На протяжении  многих веков казахскому  народу  приходилось   бороться  за  свою независимость и суверенитет. Благодаря своим лучшим качествам, умению сплотиться, быть едиными в минуту опасности и чувству  патриотизма, стремлению  жить в мире, согласии и добрососедстве с другими народами казахи не исчезли в потоке истории и смогли восстановить свою государственность.

Мы строим новый Казахстан, обладая новыми возможностями и перспективами, которых никогда не было у наших предков.  Наша земля  с   тысячелетней  историей  меняется  на  глазах. Небеса  над нами – свидетели перемен, происходящих  в каждом ауле и городе современного Казахстана. Степное солнце освещает наши благие дела. Небо и солнце – цвета нашего Флага.

В XXI  веке вновь преображается и расцветает необъятное пространство степной Евразии. Мы зажгли новый маяк нашей Истории!  Сегодня и навсегда наш Казахстан – это Ұлы Дала Елі! Это Страна Великой преображенной  степи.  Именно  таково  имя, данное народом  нашей  любимой  Отчизне.  Оно отражает  и прошлое, и настоящее,  и будущее нашей Родины.  В нем запечатлён наш  казахстанский  характер и его основные черты. Это открытость и широта наших душ, тепло наших сердец, гостеприимство и миролюбие, мудрость  и рассудительность, трудолюбие  и предприимчивость.  Это вера  в свои силы и возможности достичь невиданного до сих пор процветания любимой  земли. Я убеждён, что такой образ нашего нового Казахстана найдёт место в разуме и душе каждого казахстанца, будет признан во всем мире [1].

Деятельность Президента РК Н.А.Назарбаева осуществляется в основном по трем направлениям: внутренняя политика и внутреннее устройство страны, выстраивание отношений с государствами СНГ, вхождение в мировое сообщество и внешняя политика. Уже с первых дней независимости он объявил стержнем всей внутренней политики  РК гармонизацию межэтнических отношений. Наше государство всегда выступало  за то, чтобы  каждая нация жила полнокровной  жизнью, возрождала свои традиции, культуру,  язык,  чтобы  все казахстанцы имели  равные  права и возможнос ти независимо  от нации  и языка,  ощущали   себя  гражданами  суверенного   Казахстана  и  гордились  этим.  Вера  президента  в сильный, процветающий и конкурентоспособный  Казахстан, его твердая нацеленность на успех и непоколебимая устремленность преодолеть существующ ие трудности вселяют уверенность и надежду в умы и сердца  казахстанцев,  объединяя  их в единое целое. Сегодня  от  нашего  единства,  от  общего стремления построить сильное государство, от общности помыслов,  культуры, языка и традиций во многом  зависят будущие  успехи  в инновационном  экономическом  развитии, в усилении социальной защиты и надежном обеспечении интересов граждан, в укреплении открытого демократического общества, на основе культурной толерантной платформы. Именно на такой фундаментальной базе должны  строиться  процветание  и  стабильность  нового Казахстана.  Наша  республика  является уникальной по своему этническому разнообразию, обусловленному особенностями исторического развития страны.

В Казахстане создан эффективный  механизм  реализации этнической  полит ики, межэтнической и межрелигиозной консолидации, который представлен Ассамблеей народа Казахстана. Данный  орган является центральным звеном в гармонизации межэтнических отношений и играет значительную роль в поддержании  политической   стабильности,   мира   и  о бщественного   согласия.   В  настоящее   время Ассамблея народов Казахстана  стала действенным  средством  по сохранению  баланса различных интересов  и укреплению  общественного  согласия.  Она  объединяет все  национальные    культурные центры  и представителей этнических  меньшинств,  населяющих  нашу  страну, носит  высокий  статус консультативно – совещательного органа при Президенте РК.

Важнейшей  задачей современного общества является задача воспитания молодежи, формирование у молодежи таких качеств, как патриотизм, гражданс твенность и социальная ответственность.

Патриотизм  представляет собой особо значимую  духовную  ценность,  является основой единения и гармонизации  общества, сохранения его самобытности  и своеобразия в многоликом человеческом сообществе.

Патриотизм – это любовь к своей стране, огромное уважение к её истории  и культуре, вера в собственные  силы общества. Это  высокое  чувство  сопричастности  к истории  и ответственность  за будущее страны. Таким образом, патриотизм и гражданственность - это идеология и психология, политика и деятельность, выражающие  особое, возвышенное,  преданное отношение человека к Отечеству.

Чувство  патриотизма не является врожденным, его надо воспитывать. Процесс этот сложный, многоплановый. Он включает в себя формирование исторического  сознания,  то есть уважительного отношения   к  истории   страны  с  учетом   её  героических   и  трагических   страниц,   уважительного отношения к государственной символике, законам, обычаям и традициям . В значительной степени этот процесс зависит от семейного  воспитания,  от сущ ествующих  традиций, от уровня и качества жизни в стране, от удовлетворенности социальными  программами, то есть от всех тех факторов, которые позволяют человеку гордиться своей принадлежностью к данной стране.

"Каждый казахстанец независимо от его национальной принадлежности должен осознавать, что Казахстан - это плоть от плоти его, родное государство, всегда готовое защитить его права и свободы. Только в этом  случае  появляется  корневая  основа  для  взращивания  и воспитания  чувства казахстанского патриотизма, только в этом случае сограждане испытывают  чувство гордости за принадлежность к государству, которое весь мир знает как Казахстан" [2].

Понятия "патриотизм" и "патриотическое воспитание" в силу своей значимости привлекали к себе внимание ученых различных областей знания: философии, психологии, педагогики, истории и т.д. В разные исторические эпохи, в зависимости от социально-экономических условий жизни, по своему содержанию, формам проявления и значению патриотизм не остается неизменным, меняются приоритеты и аспекты его осмысления. Существует многообразие подходов к пониманию патриотизма, обусловленных влиянием социально-культурных условий: любовь к благу и славе Отечества и желание способствовать ей во всех отношениях; патриотизм, глубоко нравственный в своей основе, предполагающий такие качества личности как доброта, сочувствие, бескорыстие и др., которые являются мерилом нравственности, смыслом человеческой жизни.

В широком  социально-культурном  понимании патриотизм трактуется как активная сопричастность к истории,  культуре  государства,  его достижениям  и проблемам. В качестве основного  субъекта патриотизма выступает личность, приоритетной социально значимой задачей которой является осознание своей исторической, культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине. Вместе с тем патриотизм  подразумевает и наличие у человека чувства собственного достоинства, о чем говорил Хаким Абай, утверждая, что не уважающий себя человек не может уважать свой народ, свою Родину.

Основные  ценностные ориентации при патриотическом  воспитании  должны быть  направлены на следующие  моменты:  воспитание  любви и преданности  Отечеству,  его  истории  и культуре;  воспитание преданности,  лояльности  по отношению  к  государственному  строю;  воспитание  любви к  своей  нации, национальным особенностям; воспитание любви и бережного отношения к родной природе; воспитание любви к родному  краю, передача будущему  поколению  человеческого опыта, воспитание людей высоконравственных, образованных, духовно богатых и любящих свою Родину.

В государственных документах, проектирующих патриотическое воспитание подрастающего поколения, обозначены задачи по следующим направлениям:

•      создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование государственной системы патриотического воспитания;

•    формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических  ценностей и роли Казахстана в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

•    воспитание личности гражданина - патриота, способного встать на защиту интересов страны;

•    формирование   комплекса  нормативного,   правового   и  организационно-методического  обеспечения функционирования системы патриотического воспитания;

•    сохранение и укрепление традиций, духовных  и нравственных ценностей и мировоззренческих устоев, нацеленных на сплоченность Нации, государства, общества и семьи;

•      воспитание молодого поколения в духе взаимного уважения, патриотизма, честного служения Родине и своему народу;

•    формирование чувства патриотизма через народное творчество, спорт, искусство и литературу. Формирование  планетарного, толерантного сознания и целостного мировоззрения у молодежи является важнейшей задачей современности.  "Важную  роль в обеспечении духовно-нравственной  и гуманитарной безопасности   играет  религия.  Государство   должно  пресекать  все  попытки ущемления  прав и свобод верующих. Оно также должно проводить последовательную государственную  молодежную  политику, направленную  на духовно-нравственное  просвещение и социализацию этих людей, поскольку контингент верующих  значительно пополняется за счет молодежи" [3].

Патриотизм,  как и любое другое нравственное качество, должен воспитываться целенаправленно, последовательно  и иметь  свой алгоритм  становления  и механизм  нравственного  воспитания:  знания  и представления  + мотивы  + чувства  и отношения  + навыки  и привычки  + поступки  и поведение  = нравственное качество.

Сегодня,  оглядываясь на пройденный  страной  путь,  можно  с уверенностью  сказать, что  главой нашего  государства  Н.А.Назарбаевым  успешно  решена наиболее  трудная и, несомненно,  важнейшая задача процесса созидания казахстанской государственности. Закономерно, что Первый  Президент РК Н.А.Назарбаев  является общепризнанным   лидером  и созидателем уникальной  казахстанской  модели межэтнического и межконфессионального согласия.

Глава государства первым  отказался от размещения ядерного оружия  на территории  Казахстана. Не  случайно   Казахстан  сегодня  является  движущей  силой многих интеграционных  процессов  на евразийском пространстве – это и СНГ и ЕврАзЕС, и ШОС, и ОДКБ, ОБСЕ, СВМДА.

Президент РК Н.А.Назарбаев в полной мере осознает эту миссию  и прилагает большие усилия для укрепления мира как на региональном, так и на глобальном уровне.

В небольшой  статье невозможно  проанализировать  все аспекты патриотического  воспитания  как залога успеха, гарантии и стабильности  казахстанского общества. В связи с этим необходимо эффективная целенаправленная работа с молодежью по разъяснению того, что истинный патриотизм - это не слова, а реальная сопричастность  с жизнью страны и собственное активное участие в решении её проблем.

"Следует сделать так, чтобы каждый человек с детских лет усвоил простую, по сути, мысль: Казахстан - моё Отечество, и я за него в ответе, как и оно за меня" [4].

ЛИТЕРАТУРА

1.  Назарбаев Н.А. Великое наследие предков. http://inkaraganda.kz/index.php?article=10579 . 2015.

2.  Хайруллина  Н.Г. Проблемы  патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи. – Алматы, 2013. С. 22.

3.  Нысанбаев   Н.А. Межконфессиональный диалог как фактор обеспечения региональной стабильности и безопасности в Республике Казахстан. Н.А.Назарбаев – основоположник Казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия. – Алматы, 2010. – 218 с.

4.   Бижанов  А.  Казахстанский  патриотизм:  проблемы  и решение  //  Казахстанский  патриотизм: Проблемы становления. – Алматы, 1997. – С. 42-43.

© Менлибаев К.Н., 2015